Всемирная Грузинская Ассоциация


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум Всемирной Грузинской Ассоциации » О ГРУЗИИ » ТРАДИЦИИ » Хевсуры и их традиции
Хевсуры и их традиции
AnikoДата: Среда, 09 Июль 2008, 20:00 | Сообщение # 1
Просветленный
Группа: Правление
Сообщений: 2084
Награды: 35
Статус: Оффлайн
ИЗ КНИГИ В.И. ЭЛАШВИЛИ «ПАРИКАОБА» (Хевсурское фехтование)

(Фотографии 1904 года.)

Высшим идеалом город-общинника являлась борьба за интересы общины, ибо существование каждого члена общины зависело от стойкости общины, а стойкость общины в целом — от способности каждого ее члена жертвовать собой во имя общины. "Такой идеал воспитания отражал тот быт общества, который характеризуется низким уровнем развития производительных сил и интересы которого были ограничены локальными требованиями общины, а стойкость обусловлена слабостью его отдельных членов".
Мужчина, на которого возлагаются задачи защиты чести и достоинства племени, родственного объединения и семьи, должен обладать рядом качеств для того, чтобы в представлении хевсур его можно было бы считать всесторонне совершенным".
Вся система военно-физического воспитания подчинена этой задаче и если хевсур задаст себе вопрос: "каким должен быть мужчина?'', то он в идеале мужчины видит наличие следующих качеств.

Он должен обладать мужеством — "важ-симамаце", силой воли, презрением к смерти, воинской доблестью, непримиримостью к врагу и т.д.; глубоко почитать и выполнять завет дружбы ("мокетестан мокетоба"); обладать чувством собственного достоинства, самолюбием и гордостью, не должен позволять никому оскорбить честь племени, родственного объединения, семьи ("тав-момцонеоба"); чтить священные места — хати ("хатгмертта морцмунеоба"); знать старые обычаи и предания и черпать из них примеры доблести, дружбы, храбрости, чтобы подражать славным подвигам героев прошлых времен, быьь гостеприимным, хлебосольным и трудолюбивым ("пурадо-ба"), также быть красноречивым, уметь поддержать беседу, выскзывать свое мнение, чтобы приятно было его слушать ("китхва-пасухи-аноба").
Хевсур должен обладать умением слагать и читать стихи, чтобы передать молодому поколению примеры мужества и поведения старших ("лексоба").
К женщине хевсур должен проявлять предупредительную вежливость и уважение, а в молодые годы — целомудренное отношение, не допуская ничего оскорбительного для ее нравственности ("сцорпро-ба").

Хевсуру необходимо быть хорошим охотником, отчего до некоторой степени зависит его материальная обеспеченность, а также авторитет умелого мужчины.
Таков идеал мужчины — воина, всесторонне подготовленного и совершенного по ранее бытовавшим представлениям у хевсур, общественная мораль которых на указанной степени развития, как отмечалось выше, была ограничена узкими рамками общинного объединения, подчиняясь побуждениям, нередко идущими вразрез с более общими интересами своего племени, а иногда и своего народа.
Основа этой системы, ее важнейшая составная часть, как указывалось выше, — военно-физическое воспитание. Воспитание хевсур строилось по отдельным возрастным группам.
Каждый возрастной этап имел свои определенные задачи, средств и методы воспитания, формы проверки и нормативы подготовленности.
Первый этап воспитания начинался с 5-6 лет и продолжался до 14—15 лет. Для этих возрастов мы имеем четко поставленные задачи.
Первая задача — дать общее физическое развитие организму ребенка (рост, вес, нормальное развитие мускулатуры, костяка, связок и органов чувств — слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и т.д.)
Параллельно с этой задачей обращается внимание на развитие качеств, способствующих физическому и морально-военному совершенствованию молодого хевсура; сюда нужно отнести развитие воли, выдержки, физической выносливости, ловкости, быстроты и силы. Задача развития физической выносливости, ловкости, быстроты и силы находит свое выражение в Стремлений приобрести конкретные прикладные навыки бега, прыжков, метания, ходьбы на снегоступах, лыжах, верховой езды, владения кинжалом. Сюда же мы относим такую комплексную форму выработки прикладных навыков, как охота.
На данном этапе военно-физического воспитания очень большое 'внимание уделяется привитию навыков фехтования на шашках со щитом. Здесь применяется специальное детское — учебное оружие — деревянные макеты ("сачвеви иараги" — тренировочное оружие); примерно с 12 лет мальчишки уже носят боевой кинжал.
Средствами военно-физического воспитания в этой возрастной группе являются: в первое время ходьба по горам» подъемам и спускам, бег на быстроту — на дистанции около 60-80 метров по более или менее ровному месту причем это упражнение выполняется в обстановке соревнования между несколькими ребятами. Дистанция уточняется следующим образом: ^тесто начала и окончания бега отмечаются каким-либо видимым предметом — деревом, кустом, пригорком и т.д. Часто применяют отметку камнями или втыкают в землю палку. Старт — в высоком положении (напоминающий современный спортивный) при беге на длинные дистанции.
Практиковались различные прыжки с места и с разбега з длину на ровном месте, через канавки, часто с камня на камень; опорные прыжки через товарища, находящегося в согнутом положении — "мхарзе хтома"; прыжки в глубину в виде соскакивания с пригорка, с дерева, или со скалы, а также прыжки в яму, в овраг и выпрыгивание из ямы, оврага и т.д.
Применялись также прыжки через естественные препятствия (бугорок, кустарник, ручей, древесный пень, бревно).
'Занимались и лазанием по скалам, деревьям как с помощью, так и без помощи товарища.
Метание в этой возрастной группе практикуется в форме бросания мелких камней, как на расстояние, так и в цель. Камни кидают рукой, рогаткой, встречаются метания и при помощи детской пращи.
В Хевсурети среди детей этого возраста также очень распространены так называемые подвижные игры.
Эти игры делятся на:
1) занесенные извне — "цигнис тамашоба"; игры типа лахты с шапкой — "кудмоураоба", "цолткециоба", жмурики — "твалчитао-ба", "гуси, гуси, домой!" — "батебо модит", типа пятнашек — "джварт мовта" и др.
2) местные хевсурские игры, в дошедшем до нас виде, большей частью имеющие ритуально—религиозный характер: бой за флаг — "дрошитациоба", "дампаоба", "ахиа-бахиа", "кикиаоба" и др.
Танцуют обычно под музыку, исполняемую на "пандури" (струнный инструмент) и малой гармони ("бузика").
Помимо этого дети катаются на полозьях типа детских деревянных коньков — "лекмархила", пользуются снегоступами (в меньшей степени), а также короткими горными самодельными лыжами.
Фехтование — "парикаоба" изучается на деревянном оружие — шашке (выструганной на дерева) и „щите (плетенном из ивовых прутьев из коры дерева, или же в последнее время дощатом).
Фехтование изучается с 6—7 лет и приблизительно к 12—13 годам хевсурские мальчишки уже хорошо владеют искусством "парикаоба".
Занимаются стрельбой в цель на дальность до 60—80 метров из лука и самострела — "бодзвали", а также боем на детских боевых кольцах которыми в основном наносятся лишь царапающее раны, что было зафиксировано только в Пирикитской Хевсурети.

Добавлено (09 Июль 2008, 22:00)
---------------------------------------------

Охота применительно к этой возрастной группе носит форму развлечения и происходит в окрестностях своего селения. Для охоты в качестве оружия используются лук, рогатка, самострел, камни и др.
В это же время изучается борьба, являющаяся разновидностью грузинской борьбы…
Второй этап воспитания охватывает возраст с 15 до 25—30 лет. Задачами военно-физического воспитания на этом этапе являются:
1) дальнейшее совершенствование общего физического развития
морально-волевых качеств и прикладных навыков;
2) участие в боевых действиях — лашкроба (поход) и кровная месть;
3) охота.
Юноша хевсур в этом возрасте носил боевое оружие поскольку он уже представлял собой члена общины, подготовленного к самостоятельной хозяйственной и военной деятельности, способного защищать интересы общины.
Средствами физического воспитания являлись бег на быстроту, на дистанцию, примерно, до 100—120 метров (дистанцию хевсуры считают не точно по метрам, а берут расстояние на местности от и до определенного предмета или пункта. Например: от дерева до дерева или камня и т.д.)
Сюда же относится бег на выносливость, который проводился по естественно пересеченной местности и в разных случаях, или специальное целью тренировки, а главное проверки подготовленности...
Прыжки применялись различные. Повторялись прыжки предыдущей возрастной группы, но их расстояние увеличивалось. Так, например, прыгали в высоту через товарища, находившегося не только в согнутом, но и полусогнутом положении, и даже стоявшего во весь рост (голова во всех случаях опущена). С этого этапа начинали применять так называемый дальновысокий прыжок через копну хлеба "церила".

В такого рода прыжках соревновались главным образом во время отдыха на помочах "мушани", устраиваемые обычно в нерабочие дни, по приглашению нуждавшегося в этом хевсура, который заранее готовился к соответствующему угощению (выкуривал водку, резал барана и т.д.). К нему на помощь приходили родственники и однофамильцы для уборки хлеба и выполнения других полевых работ, числом до;20—30 человек. После работы, обычно, собирались в доме хозяина и начинали угощаться.
Прыжки в глубину через естественные препятствия и лазание те же, что и в предыдущей возрастной группе, но глубина и размеры препятствии увеличиваются.
Метание камней. В этой возрастной группе применялись уже более тяжелые камни (от 2 до 6—8 кг). Метали на дальность (более легкими камнями) и на дальность и в цель (более тяжелыми). Метание легких камней производилось пращой, или одной рукой, а тяжелых,:— одной или двумя руками, но в обоих случаях вытянутыми руками, сбоку или снизу.
Игры, проводимые в дни народных праздников (Новый год, Атен-геноба), носят уже ритуально-религиозную окраску. В содержание этих игр входит применение различных видов оружия, проявление бдительности в различных формах и т.п. К этой категорий мы относим игры: "дарбева", "ахиа-бахиа", "кудиани-цухра", символические боевые схватки, символическое похищение старого года (старухи), обрядовое похищение жертвенного мяса (приуроченного к новому году), "габаги" и т.д.
Военные танцы встречаются в двух разновидностях: одни, называемые хевсурами "ханджартазе тамашоба", исполнялись с оружием (с двумя кинжалами), другие — без оружия. И те, и другие сопровождались музыкой. И здесь музыкальными инструментами служили "пандури" и малая гармонь —"бузика".
Лыжи применялись самодельные, в виде полозьев-коньков, плетенных снегоступов и коротких лыж типа горных, длиной до 60—90 см (только для двадцатилетнего возраста).
Фехтование проводилось на шашках с применением щита, без нанесения ("парикаоба") и с нанесением легких кровоточащих ран ("чра-чрилоба"), о чем подробно будет сказано ниже.
Стрельба производилась в различных случаях (во время ритуально-религиозных игр, "габаги" и др.) из лука, самострела, ружья (в основном из фитильных и кремневых) в цель на расстоянии до 60-100 метров.
При бое применяли боевые кольца в зависимости от наносимой раны: "херхула", "сацерули", "магали", "гаджия", "лесула", "хаеули", "горина" ("зургиана"), "цисквила" и др.
С этого возраста хевсуры-мужчины начинают охотиться уже с целью добычи пищи, отправляясь вместе со старшими в дальние районы Хевсурети; охотятся также на медведей с целью охраны посевов и на волков, уничтожающих скот. В качестве оружия использовали ружья и капканы.
Верховая езда практиковалась в виде скачек в двух формах: скачки, приуроченные к похоронам или поминкам, где иногда собирались до 25 всадников — "цхенни", и скачки, приуроченные к народному празднику "Атенгеноба", проводимые раз в год с целью проверки подготовленности всадника и лошади ("цхент-рболеба").
Борьба, как одна из разновидностей грузинской борьбы, проводилась по-разному: с дальней дистанции, когда действуют только руками и со средней дистанции, когда действуют и ногами, применяя подсечки.
С этого возраста молодой хевсур принимал участие в боевых схватках с внешним врагом, как воин "лашкроба", а также во время кровной мести.
Оружие применялось как наступательное (холодное - белое, ударное, древковое, огнестрельное-фитильные и кремневые ружья, пистолеты - дамбача, а позже и нарезные — берданка, винтовка и др.), так и оборонительное — щиты (боевые и запазушные), наплешники (мисюрки), кольчужные рубашки (с длинными рукавами и боевыми рукавицами и полу рукавицами), боевые кольчужные рукавицы, наручи, поножи и др.
В этой возрастной группе обучение носило характер совершенствования. Приемы фехтования шлифовались в "парикаоба", "пехони", как и на предыдущем этапе воспитания, но уже не на деревянном, а на боевом оружии; имела место также самостоятельная отработка навыков различных упражнений, но в усложненных условиях. Например, увеличивались дистанции бега и глубина прыжков, вводились прыжки в длину через разостланную бурку, в длину тела человека в полный рост, с вытянутыми руками, в высоту через товарища, вплоть до стоящего во весь,ро1ст, метание тяжелых камней одной или двумя руками.
От детских игр юноши переходили к участию в ритуально-религиозных играх. При бое на кольцах применялись уже настоящие боевые кольца. Охота принимала организованный характер с целью добычи пропитаний, причем заранее проверяли оружие, инвентарь и одежду участников. Широко применялись личные указания и советы со стороны старших. Получив боевое оружие, юноши тем самым получали право участия в действительных боевых схватках старших под их руководством. Навыки верховой езды совершенствовали участием в скачках ("цхенни", "цхент-рболеба), проводимых при различных торжественных и обрядовых сборищах (народные праздники, похороны, поминки).
Проверка военно-физической подготовленности производилась в "пехони" во время общих сборищ различного характера, время "шугли", охоты, боевых схваток.
формативами военно-физической подготовленности являлись: во время "чра-чрилоба" - результаты схватки (умение нанести противнику легкую кровоточащую рану), во время охоты — обилие добычи в боевых схватках — проявление храбрости, находчивости, твердой воли, способности владения оружием и т.п. Принималось во внимание также проявление умеренности в питье на больших народных праздниках с целью обеспечения постоянной готовности1 и бдительности стать на защиту интересов общины.
Военно-физическая подготовка на третьем этапе воспитания, охватывающем возраст от 25—30 до 50 лет, имела целью тренировку для поддержания достигнутого уровня подготовленности, участие в боевых действиях, связанных с внешним врагом — "лашкроба" и кровниками, обучение молодежи военно-прикладным навыкам и охоте...
С этого возраста на хевсура уже возлагалась почетная обязанность воспитателя — передача своего опыта и знаний молодежи, обучение их разным видам военно-физического воспитания. Наряду с личным совершенствованием большое внимание уделялось обучению молодежи, приемам, способам и различным видам военно-физической подготовки (личный показ, советы и указания). Основным методом воспитания на данном этапе являлась постоянная тренировка с целью поддержания боевой подготовленности и совершенствования приобретенных навыков, как и на предыдущем этапе.
Проверка военно-физической подготовки производилась во время общих сборищ, во время "чра-чрилоба", охоты, в боевых схватках. Качество обучения проверялось в "пехони". Нормативы боевой подготовленности составляли во время "чра-чрилоба" результаты схватки (умение нанести противнику кровоточащую рану), во время охоты — обилие добычи, в боевых схватках — по таким признакам, как храбрость, находчивость, твердая воля, владение оружием и т.п., во время пиров — проявление умеренности в питье с целью полной готовности стать на защиту общины в целом и каждого члена в отдельности. Принимается во внимание также общее мнение об умении хорошо передавать свой опыт обучаемой молодежи.
С пятидесятилетнего возраста основной заботой хевсура в области физического воспитания являлось обучение молодежи, самозащита и участие в охоте. В качестве оружия использовались комбинированные виды оружия (трость-шашка, копье, поясной нож). В этом возрасте участвовали в ритуально-религиозных играх и военных танцах, ходили со снегоступами и охотились в окрестностях своего села, с целью добывания пищи и охраны посевов и скота. Они же занимались обучением молодежи путем передачи своего опыта.
Нормативами являлись общественное признание авторитета в деле обучения молодежи по различным видам военно-физической подготовки, умение эффективно использовать носимое оружие, а в охоте изобилие добычи и действенная охрана посевов и скота.
Это воспитание молодежи, которое с полным правом можно охарактеризовать как целостную систему военно-физической подготовки, начиналась с самого раннего детства в семье, продолжалось во всех звеньях быта и ставило себе задачей воспитать в каждом хевсуре, помимо умения действовать различными видами оружия, ряд психофизических качеств — личную храбрость, решительность, выдержку, физическую выносливость, силу, ловкость и быстроту...
Хевсурети изобилует разнообразными видами оружия, главным образом, холодным оружием различного происхождения и образцов. Обращает на себя внимание также различие в качестве оружия.
В. Бардавелидзе и Г. Читая в первой (хевсурской) части работы "Грузинский народный орнамент" указывают, что в родовых войнах и актах кровной мести часто решающая роль принадлежала оружию и что богатые роды побеждали из-за превосходства и качества оружия. Хорошее оружие весьма часто являлось собственностью рода.
Необходимость отличного владения холодным оружием, во-первых, привела к использованию хевсурами большого арсенала разнообразных видов холодного оружия как наступательного, так и оборонительного, во-вторых, породило самобытное искусство фехтования, которым владеют все хевсуры-мужчины. Это искусство владения холодным оружием выработало ряд своеобразных приемов, представляющих в общей совокупности особенность хевсурской школы фехтования.
Постоянная тренировка для поддержания боевой подготовки на различных этапах воспитания привела к дальнейшему совершенствованию этих приемов фехтования и вызвала к жизни две формы фехтования: "чра-чрилоба" и "парикаоба".
Необходимость быть постоянно готовым к бою принуждала хевсур еще в недалеком прошлом применять защитные приспособления — кольчуги, наплешники (мисюрки), боевые кольчужные рукавицы, наручи, поножи и др.
Некоторые хевсуры даже и сейчас имеют при себе кроме постоянно носимого традиционного оружия — кинжала, также шашку, щит и даже наручи (1).

(1) Книга была закончена В. И. Элашвили в 1956 г., когда были живы многие народные традиции. Хевсуры — одна из грузинских народностей — весьма близки по обычаям, традициям и быту к горным чеченцам и ингушам, с коими хевсуры непосредственно соседствовали, имели общие святилища, празднества и поддерживали родственные связи.


Фото с сайта http://www.kyokushindojo.com.ua/


 
irisДата: Понедельник, 14 Июль 2008, 02:57 | Сообщение # 2
Просветленный
Группа: Пользователи
Сообщений: 2187
Награды: 17
Статус: Оффлайн
Aniko, большое спасибо за всегда ценную и очень интересную информацию!!!!

Сегодня видела,видео "Хевсурский танец"впечатлил не менее,чем твоя информация...нет слов одни эмоции!!!!!!!



 
qartveliДата: Среда, 14 Январь 2009, 01:31 | Сообщение # 3
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 143
Награды: 2
Статус: Оффлайн
madlobt za takuiu prekrasnuiu temu
 
Форум Всемирной Грузинской Ассоциации » О ГРУЗИИ » ТРАДИЦИИ » Хевсуры и их традиции
Страница 1 из 11
Поиск: