Всемирная Грузинская Ассоциация

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА ГРУЗИИ » Кино

Отар Иоселиани.К юбилею известного кинорежиссера 02.02.09.

Была такая песня, обязательно входящая в программу советских концертов, которая начиналась словами «вы слыхали, как поют дрозды, нет, не те дрозды, не полевые». И специалисты-орнитологи удивлялись, о каких таких «полевых», непоющих дроздах может идти речь? Дрозды поют себе и поют, и каждый слыхал это звонкое «фью-фью». Однако, на всякий случай и в названии своего давнего фильма Отар Иоселиани подчеркивает, что жил ПЕВЧИЙ дрозд. Чтобы не было никаких недоразумений. Вообще, ряд ранних фильмов, снятых Иоселиани в Грузии, по заголовкам можно было бы отнести к какому-нибудь естественнонаучному циклу, в каких бывают фильмы о природе – кроме «певчего дрозда», например, «Листопад», или «Пастораль».

На самом деле, о природе Иоселиани и снимает, только не в прямом натуралистском смысле, а в философском. И это продолжилось и во Франции, куда Отар Давидович переехал более 20 лет назад. Это перемещение кажется таким же естественным, как пение дрозда. Давно известно о каком-то глубинном родстве грузинского и французского, не то чтобы родстве культур в каноническом понимании этого слова, а, скорее, о родстве каких-то тонких материй. Для Иоселиани, который встал однажды на позицию поэтического наблюдателя за жизнью разных людей, совершенно не важно, где для этого находиться. Это абсолютно «космополитичная» наблюдательность, которая, с одной стороны, базируется на личностно-национальном, а с другой – на вселенском.
Иоселиани и для нас мастерит глазок, через который мы можем присматриваться к миру, отыскивать самих себя в этих порой чудаковатых героях. Мы смотрим его фильмы как трогательное и невинное напоминание о том, что все мы немножко грузины и немножко французы, немножко чудаки и немножко пьяницы, немножко певчие дрозды и немножко лошади. Весь это иоселианевский мир касается нас очень непосредственно – это Иоселиани за ним наблюдает и его поэтизирует, а мы в нем живем, мы, а не кто-то иной, находим истину в вине и любимы луной. Это режиссер-егерь, который входит в нашу жизнь как в заповедник, где можно окольцевать птицу и выпустить ее снова в небо – сделать свое важное дело, не нарушая целостности и естественного течения этой жизни.
Екатерина Мень, филолог, арт-критик.

_________________________________________________________________________________________________________

2 февраля Отару Иоселиани исполнится 75 лет, и это событие, как ни странно, оказалось незамеченным на нашем
телевидении. Исключение - канал "Культура". К сожалению, нам не покажут "Листопад", "Пастораль" и другие ранние шедевры выдающегося грузинского режиссера, но и три "французские" его картины доставят немало радости благодарным зрителям. Открывает мини-ретроспективу комедия-притча "Фавориты луны" ("Культура", 2 февраля, 23.55. Франция - Италия - СССР, 1984. В ролях: Катя Рупэ, Алекс де Монтегю, Франсуа Мишель, Жан-Пьер Бовиала, Паскаль Обье, Кристиан Бэйли). Первый зарубежный фильм Иоселиани получился одновременно и грузинский, и французский, и непонятно, чего в нем больше. Его название позаимствовано у Шекспира. В "Генрихе IV" Фальстаф, обращаясь к своему собутыльнику, говорит: "Когда ты станешь королем, смотри не позволяй чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, фаворитами Луны". Действие развивается в трех временных пластах. В XVIII веке гончарных дел мастер из сырой глины создает уникальный чайный сервиз. В XIX веке художник пишет портрет молодой женщины. В конце прошлого века история сервиза и картины подходит к концу. Сервиз после каждого аукциона все убывает и убывает, а картину раз за разом воруют, варварски вырезая холст из рамы, так что в конце концов от нее остается лишь маленький кусок холста. Таким образом, режиссер выражает суетность и бренность жизни людей, которые не умеют ценить прекрасное. Сложный, ассоциативный язык грузинского режиссера оказался непонятен европейскому зрителю, а вот профессионалам он пришелся по вкусу, о чем говорят Большой специальный приз жюри Венецианского МКФ и целый ряд наград рангом пониже.

Одновременно смешная и забавная, ироничная, грустная и даже трагическая экзистенциальная притча "И стал свет" ("Культура", 3 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1989. В ролях: Сигалон Санья, Сали Баджи, Бинта Сиссе, Мари-Кристин Даяме, Фату Сайди) переносит нас в экзотичную туземную африканскую деревушку. Жизненный уклад ее обитателей, живущих удивительно дружной и насыщенной жизнью, мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми... Сюжета как такового нет, нет и членораздельной человеческой речи: на экране сама жизнь, но она художественно так организована, что представляет собой глубокие философские размышления о смысле всего сущего.

Под неожиданным ракурсом Отар Иоселиани взглянул на окружающую действительность и по-своему осмыслил ее и в "Охоте на бабочек"("Культура", 4 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1992. В ролях: Нарда Бланше, Пьеретт Помпом Байаш, Александр Черкасов, Александра Либерман, Тамара Тарасашвили). Действие происходит в старинной французской усадьбе в наши дни. Эта усадьба и является главной героиней фильма, вокруг которой развиваются основные события. Умирает старая хозяйка замка. Исчезает прежняя привычная жизнь, опустошается будущее. Но даже в необратимых утратах есть своя гармония, печальная красота и, может быть, высший смысл. Усадьба перейдет в наследство московской барышне, которая, прилетев во Францию, с легкостью от нее избавится. И тут же появятся новые владельцы особняка: обнесут его новым забором, поставят добротные ворота с автоматическим замком, приладят свой герб... Это третий полнометражный фильм Отара Иоселиани, снятый во Франции, - опять поэтичный, с глубоким философским подтекстом, в нем вновь отчетливо просматриваются вечные иоселианевские темы, своеобразный и тонкий юмор выдающегося режиссера, его ностальгия об ушедшем добром старом времени.
Геннадий Белостоцкий.Культура, №4 (7667) 29 Января - 4 февраля 2009 года

Источник: http://www.tvkultura.ru/

Категория: Кино | Добавил: Aniaba (02 Февраль 2009)
Просмотров: 1229 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]