Всемирная Грузинская Ассоциация

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА ГРУЗИИ » Кино

К 115 летию со дня рождения кинорежиссера Михаила Чиаурели 06.02.09.

ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ (1894–1974),режиссер, сценарист, актер театра и кино, скульптор, художник-иллюстратор. Народный артист СССР (1948). Профессор ВГИКа (1951). Родился 6 февраля 1894 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Республика Грузия). В 1916 окончил школу живописи и скульптуры. В 1921 участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. С 1922 по 1924 жил в Германии, занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 работал как скульптор в Тифлисе, с 1926 по 1928 был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. С 1926 по 1941 был также режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии.

Начиная с 1928 работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию), с 1946 по 1955 на киностудии «Мосфильм», с 1955 по 1957 на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 преподавателем ВГИКа.

Начинал в кино как актер, исполнив роль Арсена в картине "Арсен Джорджиашвили" (1921), за ней последовали роль Осман-аги в картине "Сурамская крепость" (1923), роль Гаруна в картине "Кошмары прошлого" (1925) и др. Дебютом в режиссуре стал фильм "Первый корнет Стрешнев" (1928, совм. с Е.Дзиганом). Из ранних картин высокую и заслуженную оценку профессионалов получил фильм "Хабарда" (1931, сценарий совм. с С.Третьяковым) – сатирическая лента, герой которой, старый грузинский интеллигент, теша свое тщеславие, представляет самые заманчивые сцены, в том числе и собственные похороны. Снятый затем фильм "Последний маскарад" (1934),где Чиаурели выступил также в качестве сценариста, положил начало грузинскому звуковому кино.

Имя режиссера в первую очередь связано с периодом «большого стиля» в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Это посвященная грузинской истории картина "Георгий Саакадзе" (1942–1943, Государственная премия СССР, 1943, 1946), а также фильмы из советской истории "Великое зарево "(1938, Государственная премия СССР, 1941), "Клятва" (1946, Государственная премия СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), "Падение Берлина" (1949, Государственная премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950) и "Незабываемый 1919-й" (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима она для критики, тем не менее отличается своеобразной цельностью, а предложенный им образ Сталина – это именно образ, имеющий мало общего с реальным государственным и партийным деятелем.

Поздние фильмы режиссера не пользовались успехом у зрителей. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название "Иные нынче времена" (1965), после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов Певец зари (1968), Петух-хирург (1971), Блоха и Муравей (1972), Кувшин масла (1973) выделяется лента, не без иронии названная Как мыши кота хоронили (1969; так назывался знаменитый лубок, аллегорически рассказывающий о похоронах Петра I).

Умер Чиаурели в Тбилиси 31 октября 1974.

Евгений Перемышлев
http://www.krugosvet.ru/articles/
___________________________________________________________________________________________________________-

Актриса Софико Чиаурели, дочь кинорежиссера Михаила Чиаурели, часто вспоминала: «Когда к власти пришел Хрущев, папу из-за того, что к нему хорошо относился Сталин, сослали в Свердловск. Когда он смог вернуться в Грузию, его не допустили до кинематографа…. Хотя был ли в те годы хоть один человек, который не посвящал Сталину книги, фильмы, музыку?».

То, что Михаил Чиаурели был одним из любимых режиссеров Сталина – довольно известный факт. Картина «Отарова вдова» по драме Ильи Чавчавадзе уже не относится к периоду общения Сталина и Чиаурели и датируется 1957 годом. Фильм стал настоящей творческой удачей кинорежиссера и даже был отмечен дипломом XIX кинофестиваля в Венеции. В главной роли – известнейшая грузинская актриса Верико Анджапаридзе,жена режиссера. По ее собственному признанию, она будучи театральной актрисой не любила сниматься в кино, «не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на ее работу». Однако роль матери в «Отаровой вдове» была ей близка, возможно, потому что судьба героини перекликалась с ее личной драмой – потерей уже взрослого сына.

Фильм посвящен 120-летию со дня рождения великого грузинского писателя Ильи Чавчавадзе, который во многих своих произведениях поднимал общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть «Отарова вдова» о взаимоотношениях между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Герои фильма Чиаурели часто произносят фразу: «Между нами разрушенный мост. Мы по разные стороны…». По сюжету, сын Отаровой вдовы крестьянин Георгий влюбляется в княжну Кесо. Чтобы быть ближе к любимой он нанимается батраком в ее поместье. Однако та его даже не замечает... Картина рассказывает об одиночестве пожилой женщины с непростым независимым характером, прощающейся со своим сыном. Анджапаридзе была признана Английской Академией искусств одной из десяти лучших актрис ХХ века, в том числе, благодаря этой роли.

Источник: http://www.tvkultura.ru/

Категория: Кино | Добавил: Aniaba (05 Февраль 2009)
Просмотров: 1551 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]