Всемирная Грузинская Ассоциация

Главная » Статьи » ВГА » Отзывы туристов

Гамарджоба значит здравствуйте! (продолжение2)
11. «КУКУШКА» ЕДЕТ В ГОРЫ 
  
  Наступил новый день, и я отправилась в Бакуриани. Особенностью этого вояжа было то, что поехала я туда на поезде-кукушке, который два раза в день ходит в Бакуриани из Боржоми. Пассажирскую узкоколейку в Бакуриани проложили еще аж в 1898 году. Фишка заключалась в том, что как раз тогда очень активно разрастался курорт Боржоми, и почему-то все подумали, что вокруг него будет много и других курортов, а отдыхающие станут ездить туда по железнодорожной ветке. Ветка заработала в 1902 году, и до сих пор она считается великим достижением инженерной мысли. Ее ширина всего 900 миллиметров! Было время, когда ее хотели реконструировать и расширить, но из-за того, что Бакуриани находится высоко в горах, этого сделать не смогли. Технические характеристики не позволили что-либо менять в железке. В некоторых местах она реально проложена по каменным карнизам над ущельями, ширина которых не больше полутора метров. 
  Но в последние годы узкоколейка постепенно умирает. Ее бы отремонтировать, оцивилить, да возить буржуйских туристов за большие деньги. Ан, нет! Если еще в 2005 году путь до Бакуриани в 37 километров поезд проходил за два часа, то теперь уже за два с половиной. Быстрее – опасно, дорога уже не в том состоянии. А что будет еще через пару лет, совсем непонятно. Хотя, если все будет продолжаться в том же духе, то через пару лет этой железнодорожной ветки, как ни грустно, просто не станет… Пример тому, кстати, станция Сакачави где-то по ее середине. Раньше отсюда к месторождению андезитов, которое находится в пяти километрах в сторону, было проложено ответвление от основной дороги, и ходил поезд. Там даже был поселок под названием Бакурианский Андезит. Но теперь от этой узкоколейки остались лишь кривые рельсы: ни пассажирских, ни товарных поездов больше нет… 
  Впрочем, мне все ясно стало еще тогда, когда я только пришла на вокзал в Боржоми. Это – не основной железнодорожный вокзал. Основной, куда приходят пассажирские поезда из других городов, вполне цивилен и отремонтирован. Тот же, откуда отправляется «кукушка» в Бакуриани, являет собой старое и огромное бетонное здание, наполовину заброшенное. Внутри даже не продают билеты, зато с давних пор сохранилась потертая вывеска «Парикмахерская» у одной из дверей. Парикмахерская, естественно, не работает. 
  Подали поезд. Два почти игрушечных вагона, прицепленные к древнему электровозу (угловатому, кажется, чехословацкому еще 60-х годов). Пассажиров набралось немало. Ведь поезд идет с остановками, а в горах имеется несколько дачных поселков. 
  Загрузились. Внутри вагоны сделаны под старину: кожаные диваны рассчитаны на двух человек, тамбуров, как таковых, нет, точнее, они открытые и там можно стоять обдуваемым всеми ветрами и осматривать проезжаемые окрестности, вагонные двери маленькие и низкие. Колоритный кондуктор-грузин с огромным носом собрал со всех пассажиров деньги, но билетов не выдал. И минут через сорок (ждали встречную электричку) мы, наконец, отправились в путь. Время сразу начало течь по-особенному. 
  Едва мы отъехали от Боржоми, как поезд затормозил и остановился. Машинист вышел, набрал воды из источника в скале, прогнал с пути теленка, поболтал с встреченным знакомым, и только потом мы снова тронулись. Сначала ехали вдоль реки, а затем дорога серпантином стала подниматься в горы. Кругом был лес, который подступал к самой железнодорожной ветке. Как в сказке! Но, чем дальше мы ехали, тем чаще нам попадались небольшие дачные поселки и странные полузаброшенные (обшарпанные и заросшие травой) вокзалы, где входило и выходило (казалось, что почти в никуда) много народа. На каждой станции нас встречали ревизоры с палочками. Все они были одеты по форме, в фуражках с красным околышком и проверяли документы у машиниста. Так необычно и немножко смешно было смотреть на всю эту важность… 
  А потом мне надоело сидеть в вагоне, я вышла в тот самый открытый тамбур и откуда стала фотографировать все происходившее. Вскоре меня заметил машинист и пригласил в свою кабину. Грех было не согласиться! За старой панелью управления с кучей циферблатов, откуда он управлял поездом, он мне и рассказал обо всех трудностях, которые испытывает в последние годы узкоколейка. 
  И вот, последний кадр с машинистом и другими подоспевшими железнодорожниками, и я на перроне в Бакуриани. 
  Бакуриани – горнолыжный курорт. Причем не простой. В советское время он имел всесоюзное значение, и тогда тут построили множество турбаз, пансионатов и спортивных комплексов. После распада СССР Бакуриани начал постепенно загибаться, но это у него не получилось, вскоре он оклемался и теперь считается самым главным горнолыжным курортом Грузии. Его даже выставляли, как претендента, на проведение зимних олимпийских игр в 2014 году. Да-да, на уровне с нашим Сочи! 
  В принципе, туристическо-горнолыжный дух чувствуется в Бакуриани даже рядом с железнодорожным вокзалом. Там, например, стояла запряженная лошадью карета, а вскоре в нее забрались два иностранных туриста и отправились в центр. На окраине города – немало новых коттеджей, которые зимой сдают горнолыжникам, как частное жилье. Повсеместно идет строительство новых гостиниц. К сожалению, в ту пору я была далека от горнолыжного спорта, поэтому об уровне и подготовке трасс зимой я рассказать не могу. Но, в целом, Бакуриани – очень мил, и я думаю, вполне заслуживает внимания. 
  Назад в Боржоми я добралась на маршрутке. По горной дороге серпантином мы ехали всего полчаса. 
  
  12. НОЧЬ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УЧАСТКЕ 
  
  В тот же день я решила ехать в Хашури, а оттуда утренним поездом в Батуми, чтобы к обеду быть уже там. Хашури – это большой районный и железнодорожный центр, откуда поезда отправляются во множество мест по Грузии. Конечно, я могла бы спокойно переночевать и в Боржоми, но мне не хотелось терять время, ибо из Боржоми в Батуми была лишь единственная маршрутка, отправлявшаяся в три часа дня. А это поздно. 
  До Хашури я добралась всего за полчаса на рейсовом микроавтобусе. Но, прежде чем, отправиться на поиски гостиницы, я решила сходить на железнодорожный вокзал и узнать расписание поездов в Батуми. Идти мне пришлось через весь город, и он сразу показался мне очень неуютным: пустынным, с битыми дорогами… 
  У вокзала тусовалось несколько таксистов. Я изучила расписание и вернулась к ним, чтобы теперь узнать, где гостиница. 
  «А нет ее у нас, - ответил мне один. - Слышала про... (тут он мне назвал какую-то нечленораздельную грузинскую фамилию)? Гад, купил гостиницу и еще кучу домов и поломал все, что-то строить будет!». 
  Я выпала в осадок. Времени было около десяти часов вечера, и из транспорта уже ничего не ходило, значит – уехать ни в один соседний город я не могла. 
  «А как же те, кто сюда приезжают? Где они селятся?» - спросила я безнадежно. 
  «Если их кто-нибудь в гости пригласит, то у них, - ответил таксист и добавил, с интересом поглядывая, - я тебя приглашаю». 
  Мдаааа.... Желания ночевать у таксиста у меня не было никакого. 
  Я снова отправилась на вокзал, выяснила, что следующий поезд в Батуми пойдет в 12 часов ночи, но билеты на него начнут продавать только после того, как он отправится из Тбилиси, если найдутся свободные места. 
  Я села и стала ждать. Вскоре пришли какие-то малолетние балбесы, ни по-русски, ни по-английски не понимающие. Они встали вокруг меня и начали о чем-то разговаривать. Не скажу, что «детки» вели себя агрессивно, но, что было у них на уме, я не понимала. К моей радости, появился местный полицейский. Он вмиг разогнал всех балбесов, выяснил, чего я жду, а потом предложил подождать поезд в... полицейском участке, дабы не лез никто. Эх, не знал тогда полицейский, что попал со мной! 
  «Есть ли у вас билет?» - спросил он, когда мы уже пришли. 
  Надо сказать, что должность полицейского в Грузии считается весьма высокооплачиваемой. Зарабатывают они там порядка 600 евро, а работают действительно хорошо: приезжают на вызовы моментально и решают все оперативно. Поэтому конкурс на эти должности большой, и люди за них держатся. 
  Но когда «мой» полицейский узнал, что билета у меня нет, он прямо-таки ахнул. Оказалось, что далеко не факт, что в ближайшую ночь я смогу уехать на батумском поезде. Был сезон, все ехали на море, и поезда заполнялись еще в Тбилиси. 
  «Ладно, что-нибудь придумаем», - сказал он. 
  В полицейском участке было неуютно. Мы сидели в небольшой комнатке с двумя столами, кушеткой и черно-белым телевизором, по которому шли какие-то заунывные сериалы. Через какой-то время пришел еще один страж порядка, принес бутылку «Кока-Колы» и угостил нас. А вскоре я поняла, что скучаю не только я, но и полицейские. И тут я заметила у них колоду карт. 
  «О! – воскликнула я. – А давайте сыграем!». 
  Полицейские посмеялись. 
  «На поцелуи?». 
  «Вот еще!». 
  Когда я была совсем маленькой, со мной оставляли сидеть бабушку с дедушкой. И, если бабушка была женщиной совершенно приличной, то дедушка, сами понимаете… :-)) В общем, когда бабушка не видела, мы с ним играли в карты. А когда не видел никто из домочадцев, дедушка уходил во двор и там играл в карты с мужиками. Честно признаюсь, он редко возвращался домой без выигрыша. Научил он меня чему-то особенному или нет, я не знаю. Да, собственно, в карты я не играла с тех самых детских лет. А теперь вот… 
  Сначала со мной сел играть один из полицейских. Я выиграла. 
  «Давай до трех очков!» - предложил он. 
  Я опять выиграла. 
  «Дай я попробую!» - воскликнул тогда с азартом другой и отпихнул первого. Я и его обыграла. Эх, надо было бы на деньги! Но и так время у нас пролетело молниеносно, и я сама не заметила, как настали 12 часов. 
  Мы снова пошли на вокзал. Поезд из Тбилиси выехал уже давно и вот-вот должен был прибыть в Хашури. Но нас заверили в кассе, что свободных мест на него по-прежнему нет. Оставалась единственная надежда: когда поезд приедет в Хашури, найти его бригадира и уговорить взять меня с собой. Но… снова увы. Мы нашли бригадира, полицейские сами постарались уговорить его, однако ж, мест действительно не было, и самым резонным вариантом для меня стало ждать следующего утра и ехать на дневном экспрессе, билеты на который были всегда. 
  Ситуация из офигительной превратилась в очень офигительную - мне предстояло ночевать в полицейском участке!!! Такого поворота событий я совершенно не ожидала и тут уже впала в печаль… 
  «Ты, главное, не переживай, - сказали тогда полицейские, - сейчас мы все организуем!». 
  Мы опять пришли в их участок, а через пять минут там на столе, как на скатерти-самобранке, появились домашние колбаса и козий сыр, вино и коньяк, овощи и фрукты. 
  «Ты - наша гостья, - сказали полицейские, - мы тебя угощаем! А ты считай, что ты, как дома - в полной безопасности с нами!». 
  Ну, а дальше стало все еще веселее. Оказалось, что грузинский тамада - это не тот, кто ведет застолье и предоставляет всем по очереди слово. Грузинский тамада - это тот, кто все время сам говорит тосты. То есть тосты на грузинском застолье говорит только он. И меня избрали тамадой! 
  Вот, где мне пригодился опыт, приобретенный во время разных мероприятий в нашей доблестной конторе! :-))) 
  Тосты я говорила разные, и на штук десять моей фантазии хватило! Что интересно, в Грузии существует порядок тостов - сначала идут одни, потом другие, третьи - в определенной очередности. Я, конечно, о таком порядке ничего не знала, но оказалось, что почти полностью его угадала. У нас же тоже, по большому счету, сначала пьют за хозяев застолья, потом за их родителей, за их детей... А в Грузии еще есть тост за сладкие воспоминания, за процветание плодородной земли грузинской. В общем, посидели мы интересно!.. 
  А утром я уехала в Батуми. 
  Экспресс из Тбилиси идет туда всего шесть часов. Это вполне цивильный поезд, отдаленно похожий на европейский «Интер-сити». Идет он практически без остановок, но на тех остановках, которые все-таки совершает, в вагоны вваливаются торговцы хачапури, минеральной водой и мороженым. И тогда поезд начинает больше походить на обычную электричку. 
  Железная дорога пролегает по очень красивой местности. Сначала мы ехали через высокие зеленые горы со множеством туннелей, а потом выбрались на берег моря. Сразу стало понятно, что климат здесь совсем иной, чем был в Боржоми, Тбилиси и Хашури. По небу поползли низкие кучевые облака, и даже в поезде стало жарко и влажно. К полудню мы таки прибыли в Батуми. 
  
  13. В ГОСТЯХ У НАТО 
  
  Вокзал в Батуми оказался вынесен за город. Точнее, даже не так. Строить его начали как раз в городе, но потом по каким-то удивительным причинам строительство прекратилось. Загородный же вокзал своим внешним видом был похож именно на загородный – этакая железнодорожная станция, даже без касс по продаже билетов. А мне, прежде всего, предстояло купить билет в Тбилиси, а еще найти квартиру, где я буду жить ближайшие пару дней. Правда, с последним проблем не наблюдалось. У вокзала стояла целая толпа тетушек, предлагавших снять у них жилье. Но судьба распорядилась иначе. Проблему вызвался решить один из тусовавшихся здесь же таксистов. Он отвез меня в железнодорожные кассы, а потом к своим знакомым, которые жили в новом двухэтажном доме, буквально в ста метрах от набережной в самом центре города, и у которых я в результате за десять лари в сутки сняла комнату. 
  Это была прекрасная семья. Муртаз и Нато с тремя уже взрослыми дочками. Для сильно политизированных читателей сразу замечу, что Нато так назвали не в честь всем известного блока. :-)) Все проще: Нато – это грузинский вариант имени Наталья. В общем, она - моя тезка. 
  Меня поселили в комнату на втором этаже и сразу позвали пить кофе. Потом мы часто кофейничали вместе и чаевничали вечерами. Я рассказывала о своих путешествиях, Муртаз, Нато и их дочки слушали и задавали вопросы. А потом рассказывали сами о жизни в Батуми. Оказывается, жизнь там не очень-то и легка. К примеру, найти работу непросто. Вот их старшая дочка окончила университет, а работы нет. Чтобы открыть свое дело, требуется немало денег. Правда, многие кооперируются: скидываются и открывают магазины, кафе и т.д. В Батуми это сделать гораздо легче, чем в Москве. Там народ другой – доверчивее и дружнее. Нато очень удивилась, когда я сказала ей, что у нас, порой, соседи с одной лестничной площадки даже не знают, как друг друга зовут. «Вот это да! – воскликнула она. – У нас все каждый день друг к другу в гости ходят, иначе никак. Свадьбы, дни рождения, другие праздники всегда вместе отмечаем. Да что там праздники! Вот, я, например, готовлю сациви, а потом зову весь двор пробовать!». 
  Мне реально понравилось у них. Так что, если кто-то собирается в Батуми, могу поделиться адреском, где остановиться. А меня Муртаз и Нато приглашали приезжать еще. 
  …Батуми. Его основали еще греки в четвертом веке до новой эры и назвали Батус, что значит – глубокая гавань. Гавань здесь и впрямь глубокая, ведь недаром Батумский порт славился во все времена. Вот и сейчас не так уж далеко от берега тут стоял мощный нефтяной танкер. Что же касается пассажирского судоходства, то теперь отсюда в Сочи снова ходит «Михаил Светлов», а раньше два раза в неделю еще и «Ракета» бегала. 
  Достопримечательностей в Батуми и его окрестностях я осмотрела четыре. 
  Достопримечательность первая – Старый город. Им Батуми как раз очень славится. Некоторым домам здесь по 150 лет. Правда, выглядят они совершенно иначе, чем в том же Тбилиси. Большинство из них одно, двух- или трехэтажные. А в целом, заметно смешение разных архитектурных стилей. Сейчас в этих домах находятся в основном кафе и магазины. Но, как и везде, в Старом Батуми хорошо просто гулять. «Для жизни» же здесь очень подходит, например, проспект Руставели – одна из центральных улиц, благоустроенный, с нарядными домами и очень зеленый, прямо-таки утопающий в пальмах и магнолиях. Впрочем, в пальмах и магнолиях утопает весь Батуми. 
  Достопримечательность вторая – Батумский парк. Символ Батуми – дельфин, поэтому присутствует он в парке в разных видах и в большом количестве. Самим же парком батумцы очень гордятся, ибо ему уже больше ста лет. Выглядит он несколько по-советски. Об этом говорят и его планировка – как раз такая, как делали в те годы: площадь, огромный фонтан, деревья, и некоторые памятники, и даже «греческая» колоннада 1934 года. Но главное – в парке уютно. Здесь много аттракционов, киосков со сладостями, лотков, с которых торгуют воздушными шариками, можно взять напрокат велосипеды или самокаты, а отдыхающих немало и в будние дни. 
  Кстати, насчет фонтанов. К ним в Батуми относятся особенно трепетно и даже построили несколько новых. Мне, к примеру, понравились два. Первый находится неподалеку от парка. Собой он представляет небольшую площадку с дырками в асфальте. Из этих дырок вертикально вверх периодически бьют струи воды. Дети от этого фонтана в диком восторге. Они наступают на дырки, а потом, когда из них начинают вылетать струи, с визгом разбегаются. Забаве нет предела. Второй фонтан – для взрослых. Поющий. С наступлением темноты звучит музыка, а фонтан под нее как будто танцует и переливается разными красками. Чем-то он напоминает фонтан в нашем «Царицыно», но появился все-таки раньше. Около него можно часами сидеть. 
  Достопримечательность третья – приморский бульвар и пляж. Сразу скажу, что пляж в Батуми галечный. Но мне, если честно, как раз галечные и нравятся, не надо потом песок из всех мест выковыривать. Народа немного, все более-менее чисто, вода теплая. Так что, позагорать, поплавать, понырять, в общем-то, есть где. А вот, приморский бульвар в Батуми вообще замечательный. Весь в пальмах, с лавочками и культурными дорожками. И в длину не меньше семи километров. Я как-то задалась целью пройти его до конца, но так и не смогла. На велосипеде или на роликах по нему было бы отлично. 
  Достопримечательность четвертая – ботанический сад. Пожалуй, это самая главная батумская достопримечательность, даже несмотря на то, что находится не в самом Батуми, а на его окраине, в местечке под названием Зеленый Мыс. Отправилась я туда на маршрутке и ехала около двадцати минут. Вход в сад оказался недешев, стоил аж шесть лари. Но мы с кассиршей сторговались за один. Правда, она меня попросила никому об этом не рассказывать. 
  Батумский ботанический сад считается садом уникальным, и аналогов ему в мире нет. Создал его ботаник и географ Андрей Краснов (для любознательных в саду есть ему памятник). Он решил, что берег Черного моря, где, собственно, этот сад располагается, - идеальное место для выращивания растений. В общем, здесь только древесных пород 2037 единиц. А из них лишь 104 кавказского происхождения, все же остальные собраны со всего мира. В саду есть несколько научных станций, где ученые активно изучают эти породы. Сам же сад занимает огромную площадь, только в поперечнике он достигает трех километров, а ландшафт в нем абсолютно разный: низменный, долинный, холмистый. И в зависимости от этого он поделен на секторы, в каждом из которых растут растения из какого-то одного уголка света: из Австралии, Северной или Южной Америки, Африки, Европы или Юго-Восточной Азии. Все растения подписаны, к любому можно подойти, сфотографировать и прочитать историю о нем. 
  В принципе, чтобы целиком обойти ботанический сад, не хватит и дня. Поэтому я не стала ставить себе цель изучить все растения в нем, а просто-таки гуляла. 
  Сначала я поднялась по дорожке в гору. С двух сторон, смыкая над ней кроны, стояли магнолии. Их толстые корни, словно змеи, спускались на поверхность дорожки. Это были джунгли, одним словом! Еще мне очень понравились бамбуковая роща и пруд с большими белыми цветущими лилиями. 
  В общем, по саду я гуляла почти целый день, а потом вдруг оказалась у крутой лестницы, ведущей к морю. Надо сказать, что в то время, когда я там была, ботанический сад очень активно приводили в порядок. В одном месте я даже встретила бригаду рабочих с трактором, которые на нем что-то усиленно разравнивали. Но некоторые места все еще были заброшенными, и участок с лестницей был как раз таким. Я спустилась по ней и вышла в старый приморский парк. Здесь были заросшие клумбы, ландшафтно посаженные, но давно не стриженные деревья, древние беседки и старая железнодорожная станция на самом берегу, куда раньше из Батуми ходили пригородные поезда. Теперь все стояло вымершим. Оживет ли когда-нибудь? Не знаю, возможно… 
  Из ботанического сада я возвращалась хитрым путем. Идти через него обратно той же дорогой мне не захотелось. Поэтому я пошла вдоль моря, потом куда-то свернула и оказалась среди дачных участков. Там повсюду рос зрелый фундук, так что прогулка моя была веселой, а главное - сытной! 
  В Батуми я вернулась только вечером. И тут выяснилось, что Муртаз и Нато меня потеряли. В ночь я уже должна была уехать в Тбилиси, а они почему-то решили, что я забыла про поезд, и сильно переживали. Так что, когда я, наконец, появилась, они очень обрадовались. Муртаз проводил меня на маршрутку до железнодорожного вокзала, и мы очень тепло расстались. Быть может, еще когда-нибудь увидимся… 
  
  14. СТАЛИНА ЧТУТ ПО-ПРЕЖНЕМУ 
  
  Ранним утром я уже была в Тбилиси. А около четырех часов того же дня должна была улететь в Москву. Однако терять время даром я не собиралась и решила съездить в город Гори – на родину Сталина. Маршрутка с тбилисского автовокзала, и через час я в Гори. 
  Гори – довольно-таки крупный город с крепостью Горисцихе на холме почти в самом центре. Но главное тут не размеры города и даже не эта симпатичная крепость, а факт, что до сих пор тут помнят и любят такую спорную личность, как Иосиф Виссарионович. Любят искренне, ни за что, а вопреки - ведь он тут родился. 
  Памятных сталинских мест в Гори три, и все они находятся рядом, на авеню его имени: это сталинский музей, его дом и его бронепоезд. Да, то, что Иосиф Виссарионович любил размах, заметно сразу. Его музей – это огромное здание дворцового типа, построенное в его излюбленном псевдоколониальном стиле. Говорят, частенько он сам участвовал в архитекторских проектах, и по-любому ни один из них никогда не принимался без его согласия. 
  В музее я присоединилась к группе туристов из Словакии и успешно прослушала экскурсию на русском языке. Больше всего в музее оказалось всяких документов, писем и фотографий. Причем, не только политических, но и личных. Из них, например, сразу становится ясно, насколько нежно и трепетно Сталин относился к своей дочери Светлане. Когда она была еще маленькой девочкой, он писал ей очень ласковые письма, в которых называл ее своим командиром. Да и фотографии с ней полны любви. 
  Вообще, по музейным документам Сталин совершенно не представляется каким-то монстром. Наоборот, выглядит хоть строгим и грозным, но человеком с душой. Правда, здесь совершенно ничего нет ни о ГУЛАГе, ни о репрессиях… А когда я спросила экскурсовода, не осталось ли в Гори каких-то родственников Сталина, она как-то сразу скисла и сказала, что почти все они уехали в Тбилиси. Ей явно не понравился мой вопрос, вот только почему? 
  В музее, конечно, имеется куча его разных вещей: всякие сапоги, посуда, картины, пианино с желтыми клавишами, на котором, правда, он никогда не играл. Еще есть зал подарков, которые вручали Сталину во множестве известные и не известные личности. Например, дорогостоящие инкрустированные самоцветами вазы, часы, кожаные сапоги, пальто и прочее-прочее. Все это он собирал, хранил, но почти ничем никогда не пользовался, ибо был скромным до одури и совершенной противоположностью барахольщикам. 
  А самый жуткий предмет, который есть в музее, - это копия посмертной маски Сталина. Лежит она в отдельном зале, за стеклянной витриной, на красном бархате. В зале полутьма, стены и пол тоже красные, играет тихая заупокойная музыка… В общем, жуть такая же, как в мавзолее или на похоронах. Брр! 
  Дом, где якобы родился Сталин, стоит прямо-таки рядом с музеем. А «якобы», потому что раньше он находился совершенно в другом месте и был перенесен сюда только после открытия музея. Домик очень скромный – деревянный, типа обычной деревенской избы. Над ним, правда, возвышается нечто вроде саркофага – этакая каменная беседка, видимо, для того, чтобы дом не мочили всякие дожди и не выдували ветры. Внутри обстановка чисто спартанская: кровать, шкаф, тумбочка и пара стульев. Никаких излишеств. 
  Но больше всего мне понравился сталинский бронепоезд, а правильнее – броневагон, который цепляли к локомотиву, когда вождь отправлялся в путь. В нем он ездил по СССР после войны – в Ростов-на-Дону, на Украину, к морю отдыхать. Внешне это вагон, как вагон. А внутри все в зеркалах и дереве. Есть ванна, буфет, отдельная спальня, зал для заседаний с огромным деревянным ящиком – кондиционером тех времен. В этом же вагоне с ним ездили сталинские коллеги и обслуга, для которых, правда, имелись обычные купе с мягкими диванами. 
  Вот бы прокатиться на таком, правда? 
  И еще один интересный факт. Сталинский музей вместе с его домиком и с бронепоездом ни разу за все время своего существования не закрывались для посетителей. Даже, когда были сложные времена: когда рушился культ Сталина, когда шла перестройка, когда распался Союз, и Грузия стала отдельным государством, здесь все работало. Вот такая она – любовь! 
  
  ЭПИЛОГ 
  
  …В тбилисский аэропорт я приехала почти перед самым вылетом моего самолета и едва успела пройти регистрацию. Я посчитала все лари и тетри, которые остались у меня после путешествия, и поняла, что на большую бутылку «Боржоми», которую хотела купить, мне не хватает совсем чуть-чуть. Пришлось покупать маленькую. 
  «А сколько вам не хватает?» - вдруг спросила продавщица. 
  Я назвала. 
  «Давайте! Хоть в самолете попьете!» - сказала она, улыбнулась и протянула мне большую. 
  Так, напоследок, я снова ощутила кусочек грузинского гостеприимства… 
  Грузия… Удивительная страна, удивительный народ. Просто потрясающая поездка получилась у меня в этот раз. Как жаль, что политика наших стран поставила преграду между нами. Но, я уверена, настанут дни, когда мы снова сможем ездить друг к другу, как в былые времена, и быть добрыми соседями. И да услышит меня Бог, пусть эти дни наступят, как можно, скорее.


Категория: Отзывы туристов | Добавил: iliko (28 Сентябрь 2008) | Автор: Наталья Анохина W
Просмотров: 1334 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]